Искушение познанием


Восстановив способность мыслить здраво и трезво, начинает пересматривать свое отношение к окружающему миру.

______

К слову говоря, «воскрешение» ветхого человека и постепенное преобразование его в человека вечного, имеющего бессмертную душу, совсем необязательно должно происходить по причине отказа от алкоголя или других вредных привычек. Да и с самим этим отказом не все так просто, как представляется некоторым энтузиастам антиалкогольной и прочей анти- борьбы. Тут важно соблюдать общий принцип Создания, и если уж и бороться, то не против, а за. В конечном итоге борьба идет за Правду, за правильное и адекватное восприятие Мироздания и человека в нем. А пагубные привычки – следствие, а не причина неправильного мышления и отношения к миру.

Более того, наиболее сложные случаи отравления встречаются как раз не у алкоголиков или наркоманов, а у людей, которые потребляют умеренно или даже вовсе ведут трезвый образ жизни. Лет десять тому назад я знал некоего Н., который вел безупречно здоровый образ жизни, целенаправленно занимался своим интеллектуальным и духовным развитием, и, конечно же, активно посещал церковь, правда, насколько я знаю, не православную. Но в общении это был человек просто-таки страшный, отпугивавший каждого нового знакомого с первый минут встречи. Одни говорили, что Н сбрендил после того, как законспектировал четыре тома Блаватской, другие называли «Капитал» Маркса. Отчего-то он всегда почти кричал жутким, как в кино, шёпотом, правильное лицо с бородкой а-ля бафомет искажали гримасы, словом, если бы не доподлинная информация о его образцовом, как и все остальное, воцерковлении, я бы принял его за нетипичного, но убежденного сатаниста (типичные обычно как раз маскируются под сочащихся елеем благочестивых «рабов божьих). Зрелище было настолько печальным, что поневоле, после первой и вполне естественной реакции отторжения, возникало чувство жалости к несчастному, по сути дела, человеку. А жалость, доложу я вам, великая сила, волшебный инструмент, если, конечно, находится в умелых и чутких руках.

Уже примерно через год я убедился в этом. На очередной тусовке, состоявшейся, к слову, в знаменитом ныне Аркаиме, я сразу даже не узнал Н. То же лицо, та же бородка, но – манеры, речь! Мы вполне по-человечески пообщались, а на прощанье он даже пожелал нам удачи. Мы отошли, и мой спутник, насладившись сполна моей удивленной физиономией, кивнул на спутницу Н, которая в этот момент как раз подошла к нему. «Какая милая барышня», – отметил я. «Да, красавица, а к тому же еще и мудра. Она и помогла Н, пожалела его», – пояснили мне.

Дело в том, что реальное познание, а не простое зазубривание аксиом и общеизвестных истин, – дело весьма и весьма нелегкое, а местами и просто опасное. Без твердой веры и правильной подготовки «крышу сносит» на раз, никакому героину не снилось. И лечиться такому человеку вроде бы и не от чего. Его и внешне не опознаешь, случай с Н – это исключение из правила, карикатура для учебника. Только искушенный опытный человек усмотрит главный недостаток такого исследователя – нет в нём той тонкой и необходимой для нормальной жизни субстанции, которую обычно мы называем благодатью. А значит, нет и Правды, и пользы, и вся его деятельность, в конечном итоге, будет направлена ко злу, в том числе и по отношению к собственной психике.

Поэтому-то многие большие ученые верили и верят в Бога. Это явление не только не странное, как может показаться атеисту советского пошиба, какими все мы, за редким исключением, были еще 20 лет тому назад. Напротив, это явление закономерное и необходимое, прежде всего, самому исследователю. Реальное познание просто не по силам «ветхому человеку».

Обыкновенный человеческий страх, к примеру, охватывает человека, когда он вдруг осознает, что современная наука не имеет четких и окончательных ответов ни на один действительно важный вопрос. Мало того, что человек смертен внезапно, как любят шутить наши классики, так он еще и практически ничего не знает и о самом себе, причем в самой важной и актуальной части – как устроено его мышление (не путать с головным мозгом), или насколько реально мы видим и воспринимаем окружающий мир (значительная часть волнового диапазона света и звука недоступна нашим органам чувств).

Отправная точка любого добросовестного исследователя – понимание того, что человек не только не является царем или хозяином природы, но и не понимает толком, как он сам, как часть этой природы, устроен. Но кое-что об этом мире, мы конечно, знаем, и долго еще будем вынуждены идти по жизни буквально на ощупь, сверяя каждый свой шаг со скудными данными об окружающем нас мире.

По большому счету экологическое бедствие, которое испытывают сегодня целые регионы планеты как раз результат положения, когда человек сам толком не знает, к каким последствиям приведут те или иные его действия. А по сему – не навреди! Думай сначала о благе всего, что тебя окружает. И главное – познавай, создавай, прислушиваясь ежеминутно к тому голосу Бога и Природы внутри, который мы обычно называем совестью.

Искушение познанием – не только сложное, но и ключевое испытание, перевал, преодолев который, вы оказываетесь в царстве вечного человека, научившегося жить во благо не только по совпадению обстоятельств, но и по собственной воле. Именно это искушение оказалось не по зубам людям развитого социализма, когда наука была на высочайшем, недостижимом для сегодняшней России уровне. Русский социализм второй половины двадцатого века, в котором отчасти мы продолжаем жить и по сей день, не имел, конечно, никакого отношения к марксизму, преодолел все его вольные и невольные заблуждения, это было совершенно иное общество, основанное на солидарности и стирании искусственных, ненужных границ между различными видами труда и статусами положения в социальной пирамиде. Практически не существовало паразитических слоев в обществе. Многое делалось для восстановления природы, помню, на месте огромных угольных разрезов в Сибири высаживались сады, а уж зеленые насаждения в каждом городе и поселке были общим массовым занятием, сам я, как и мои товарищи, посадил не то что дерево – не один десяток, целую рощу. Достижения науки и техники казались фантастическими, и в какой-то момент человек и в самом деле поверил в свое всемогущество и чуть ли не божественную прозорливость. На этом фоне стали усиливаться паразитические, не творческие настроения в душе советских людей, настроения, которые, как вирус, до поры дремлют в психике каждого человека. Да и странное заблуждение, что можно жить только за счет эксплуатации ресурсов природы, продолжало корениться в умах и настроениях людей того времени. 

Не случайно распад СССР начался с конфликта вокруг проекта поворота сибирских рек. Тщетно северяне объясняли южанам, что поворот рек ни к чему хорошему ни для кого не приведет, что необходимо использовать ресурсы своей земли, а не безоглядно потреблять все, что возможно, разрушая и чужую, и собственную экосистему. Здесь ярко проявилась разница в мышлении ветхого и вечного человека:  первый всюду ищет пользу, второй правду, первый в конечном счете самоуничтожается, второй развивается и развивает. Но в целом единое советское общество получило смертельный удар, и советский человек, уже достигший седла, вершины перевала, скатился вниз, в эпоху дикого допотопного полуколониального капитализма, для обитателей которого и марксизм – свет в окошке.

Сегодня мы снова начинаем восхождение на этот великий перевал Познания, но на этот раз не в одиночку, а, предположительно, в компании с наиболее здравыми силами всего мира. Сегодня все большему числу людей становится ясно, что именно русский социализм второй половины прошлого века был наиболее перспективным общественным строем. Но в самой природе этого строя существовали серьезные изъяны, что наглядно подтверждает современный социалистический Китай, сделавший значительный экономический рывок, но обостривший проблемы эксплуатации – человека и природы – до предела.

Новое общество должно учесть и избежать этой ошибки. Одни видят сегодня выход в возрождении монархии и сословного общества, другие – создании корпоративного государства, третьи – в «мудрой» воле «мирового правительства», упразднении национальных государств и сокращении населения планеты до «золотого миллиарда», а лучше – миллиона. Все перечисленные и многие другие проекты идут, к сожалению, либо по пути повторения пройденного либо маниакального воплощения утопий. И в том, и в другом случае в основе старого-нового проекта остается прежний ошибочный посыл о необходимости эксплуатации природы и человека, о наживе за счет уничтожения, о великой неправде, на которую, замолив и заплатив кому надо, можно будет снова закрыть глаза.

Мы назвали бы общество будущего традиционным. Само понятие традиции подразумевает порядок, уходящий своими корнями в вечность, незыблемый и поэтому в основе своей имеющий не разрушительные, а созидательные начала. Наши предки сотни и тысячи лет жили на Русской земле и оставили нам чистую воду и плодородную землю. И мы, по их примеру, должны суметь ответить на вызовы времени, не изменяя законам, которые помогли сохранить им силу, землю и Правду.

Олег Ларионов.


Другие материалы

Комментарии «Искушение познанием»

РЕПЛИКИ

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Лента
  • Новостей
  • Аналитики
Показать ещё Показать ещё Показать ещё

Вход

Если у вас нет аккаунта, то, пожалуйста, зарегистрируйтeсь